Строительная техника: сколько ждать российский золотой век?

В начале ноября в Москве во второй раз прошла выставка China machinery fair Moscow.

В ней приняли участие около 140 китайских машиностроительных компаний (в прошлом году их было около 130). 14 из них представляли продукцию для строительной отрасли – в основном это дорожная техника. С российской стороны событием заинтересовались логистические компании и несколько банков.

 

Как вернуться на собственный рынок

В рамках выставки прошел Второй российско-китайский форум машиностроения и инноваций. В его обширной четырехдневной программе несколько мероприятий было посвящено строительному машиностроению, прежде всего это круглый стол «Актуальные вопросы выхода на российский рынок строительной техники». Правда, ни на выставке, ни на круглом столе я не познакомилась ни с одним представителем российского строительного комплекса. Может, мне просто не повезло. Кто-то пришел проведать насчет оборудования для искусственного выращивания рыб – китайцы этот сегмент освоили, кто-то искал контакты на поставку сельскохозяйственных машин, машин для пищевой промышленности, энергетики, электроники. Организаторы выставки пояснили: им важно, что на выставку пришли представители администраций российских регионов, которые принимают решения. В прошлом году по итогам выставки China machinery fair Moscow 2017 компании, выпускающие строительные машины и оборудование, заключили договора на миллионы долларов. Они надеются, что и в этом году итоги будут не хуже.

Мой сосед на круглом столе по строительному машиностроению, тоже не из стройкомплекса, признался, что конкретного интереса у него на выставке нет, он пришел, чтобы посмотреть на этих людей, которые сотворили китайское чудо, послушать, что они говорят. По его словам, поражает, что на выставке среди представителей заводов так много китайской молодежи, глаз, как говорится, у них горит, многие свободно владеют английским, кто-то осваивает русский. За тот период, когда мы теряли остатки того, что имели, и продолжаем только кричать, что надо восстанавливать отечественное машиностроение, китайцы смогли так скакнуть вперед, что нашему возрождающемуся машиностроительному комплексу придется отвоевывать у них собственный рынок.

 

Золотое десятилетие китайского машиностроения

Опыт Китая вызывает в России большой интерес, в том числе в сфере развития строительного машиностроения. Если 25 лет назад китайцы импортировали около 80 % строительной машиностроительной продукции, то сегодня около 94 % потребностей рынка закрывается собственным производством. Исключение составляет ряд высокотехнологичных сегментов рынка, где доля импорта может пока достигать 50 %.

Эти цифры привел в своем докладе на круглом столе Су Цзымэн, председатель Китайской ассоциации строительного машиностроения (ССМА). По его словам, в ассоциацию входит около двух тысяч членов, это 85 % предприятий строительного машиностроения – самые крупные производители страны. Подъем начался около 40 лет назад, а последнее десятилетие можно назвать золотым веком для отечественного машиностроения. Например, рост производства с 2011 по 2016 годы составлял в среднем 24 % в год, в прошлом году, правда, в силу политических событий снизился до 18 %, за 9 месяцев нынешнего года составил 14 %, а в таких секторах как бульдозеры, экскаваторы рост достигает более 50 %.

Развитие машиностроения наряду с электроникой – приоритеты в экономике. В строительном машиностроении упор делается на тяжелое машиностроение. Сегодня Китай не только практически полностью производит весь спектр необходимой техники и оборудования, но и значительную часть продукции направляет на экспорт. Создаются совместные производства в технически развитых странах, таких, как Италия, где китайские производители перенимают лучший опыт. Также, по словам Су Цзымэна, интерес китайских производителей направлен и на страны третьего мира.

Неуклонно возрастает качество продукции, подчеркнул докладчик. Многие виды машин и оборудования уже соответствуют лучшим мировым образцам, и, конечно, возрастают и цены. Выпускаемая техника проходит жесткие испытания в разных климатических условиях, на разных рельефах местности. Инновационные технологии отрабатываются на собственных китайских стройках, в том числе на объектах недвижимости, транспортной инфраструктуры, которая развивается активнейшим образом, – это дороги, мосты, туннели и т.д.

– Мы приехали в Россию искать партнеров, создавать совместные производства. Мы готовы делиться накопленным опытом, – завершил свое выступление Су Цзымэн.

 

Сервисные центры

Один из недавних аргументов против закупок китайских машин и оборудования – низкое качество продукции и проблемы с устранением поломок, приобретением запчастей. От этих недостатков китайцы довольно быстро избавляются.

Сегодня во многих городах России открываются сервисные центры, особенно в Москве и Петербурге. Китайская торговая палата по импорту и экспорту машинного оборудования и электроники (CCCME), в числе других обязанностей, помогает наладить сервисное обслуживание техники, работающей на территории России.

– Неважно, в каком регионе случилась поломка техники, туда выезжает мастер,– поясняет Жуй Ду, начальник отдела производства в России Китайской торговой палаты. – Если техника на гарантийном обслуживании, отремонтируют бесплатно. Если нет – то, конечно, за плату. Если не справляются мастера, живущие в России, вызываем из Китая. Я их встречаю, еду с ними на место, помогаю обустроиться и т.д.

 

Налоги, сертификация и другие трудности

С большим интересом было выслушано выступление Ма Сяокоу, генерального директора компании Xuzhou Construction Machinery Group Import & Export Co., Ltd. (XCMG) по региону СНГ. Сегодня в российском машиностроении нет компании подобного масштаба. Она уже почти 30 лет удерживает за собой статус самой крупной компании Китая и занимает шестое место в мире в рейтинге крупнейших производителей и поставщиков строительного оборудования. В ближайшее время ее руководство планирует переместиться на пятое место, а в перспективе войти в тройку мировых лидеров. К слову, 50 % капиталов компании принадлежит государству. В своей структуре она имеет НИИ с коллективом в 300 высококвалифицированных научных сотрудников. Свою продукцию – дорожно-строительные машины, экскаваторы, грузоподъёмное оборудование, землеройные машины, машины и оборудование для производства свайных работ, специальную технику и др. – поставляет в 182 страны мира. В ряде стран – Германии, Нидерландах, Бразилии, Польше, Аргентине и др. – наладила совместное производство.

С 2001 года развиваются торговые отношения с Россией. За этот период в нашу страну поставлено более 20 тыс. единиц техники на 150 млн долларов, и это сотрудничество неуклонно наращивается. Открыто 15 сбытовых и сервисных пунктов в крупных городах России. Техника компании применяется, например, на строительстве Крымского моста. Интересуют компанию такие крупные инвестиционные программы, как развитие нефтегазовой отрасли, сети железных дорог и др.

Пользуясь случаем, Ма Сяокоу рассказал о трудностях, с которыми сталкиваются китайские производители в нашей стране. Так, по его мнению, слишком обременительна и длительна процедура получения сертификатов на продукцию. В России слишком высокие налоги, завышенные экологические требования, сложные и не всегда понятные требования к участию в торгах на получение госзаказа. Это одна из причин, почему китайская компания ищет надежных партнеров в России, они помогают справляться с этими трудностями.

Поводырей в нашем сложном мире ищут и другие китайские компании. На выставке на меня набрели два молодых человека, представляющие одну из небольших частных компаний, и сходу спросили, не хочу ли я сотрудничать с ними по поставкам в Россию их продукции –  тракторов, грейдеров, бульдозеров, катков, дробильного и другого оборудования и машин. Один из них, Ио Фэн Чжан, учился в России, неплохо говорит по-русски. Он пояснил, что помогает владельцу компании искать партнеров в России. Компании уже больше 20 лет, она наладила деловые отношения с рядом стран Южной Америки и теперь собирается сотрудничать с Россией.

 

Наверное, в Китае существует множество проблем, и не все так гладко в освоении российского пространства. Но они решают эти проблемы, учатся и исправляют ошибки. Поэтому, наверное, внимательно слушали доклады на круглом столе. Наши же специалисты знакомили коллег с особенностями функционирования строительного комплекса, ценовой политикой, рынком арендной техники и т.д. Большой интерес вызвал доклад одного из модераторов – заместителя директора по науке, председателя научно-технического совета АО «ЦНС» Руслана Акиева.

Будет ли урожайной для китайских производителей China machinery fair Moscow 2018 – скорее да, ведь своего-то по-прежнему производится мало и золотого российского периода неизвестно сколько осталось ждать…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *